Первые шаги в Sony Sound Forge. Часть 1: создание, открытие, сохранение и редактирование файла.

Sound Forge представляет собой мощный аудио редактор, предназначенный для создания, обработки и редактирования аудио файлов. Значимость Sound Forge среди аудио редакторов можно сопоставить со значимостью Adobe Photoshop в обществе редакторов графических. Сразу следует отметить, что данная статья не является руководством пользователя, она всего лишь предоставляет базовые знания программы Sound Forge, которые дадут возможность читателю дальнейшее самостоятельное изучение и освоение этого многофункционального аудио редактора. В рассмотрении используется версия программы Sound Forge Pro 10.


Те пользователи, для которых англоязычный интерфейс программы является проблемой, могут его русифицировать, скачав в сети и установив русификатор. Существует достаточно много вариантов русификации Sound Forge – от откровенно корявых, явно сделанных программой переводчиком, до вполне пристойных. Поэтому перед скачиванием и установкой русификатора рекомендуется почитать комментарии и отзывы пользователей, уже скачавших данный русификатор.

 

После запуска окно программы, по умолчанию, разворачивается на весь экран. При необходимости его размер можно уменьшить, но это зачастую влечёт за собой определённые неудобства. Под заголовком окна программы находится строка меню, ниже расположены панели инструментов, настраиваемые в меню «View» или в разделе «Preferences» меню «Options». К правому краю изначально пристыкована панель уровней громкости. Местоположение этой и других панелей инструментов можно изменить путём перетаскивания мышью. Каждая панель имеет кнопку с изображением крестика, нажатие на которую позволяет закрыть данную панель. Кроме того, убрать ненужную панель инструментов можно, сняв соответствующий флажок в меню «View». В самом низу расположена строка состояния, отображающая некоторые параметры активного в данный момент файла, такие как частота дискретизации, битовая глубина аудио, количество каналов, время звучания файла и размер, занимаемый временными файлами программы.Создание, открытие и сохранение файла.
Все операции с файлами выполняются с помощью команд, находящихся в меню «File». Для создания нового файла предназначена команда «New…». После выбора этой команды появляется окошко «New Window», в котором пользователю предлагается установить частоту дискретизации (Sample rate), битовую глубину аудио (Bit-depth), а также количество каналов для нового файла (Channels). Затем следует нажать кнопку «Ok». Отказаться от создания нового файла позволяет нажатие кнопки «Cancel».


Открыть уже существующий файл можно как с помощью команды «Open…», так и путём перетаскивания мышью файла из окна «Проводника» в окно редактора. При открытии файла Sound Forge создаёт временный служебный файл с расширением .sfk, в котором сохраняет информацию, необходимую для дальнейшей работы с открываемым файлом. Этот файл сохраняется в папке с исходным аудио файлом. В дальнейшем, при наличии служебного файла, открытие аудио файла происходит быстрее. Однако присутствие временных файлов в папке с музыкальными файлами может создать некоторые неудобства. Для того чтобы служебный файл автоматически удалялся при закрытии аудио файла, необходимо в разделе «Preferences» меню «Options», во вкладке «General» включить режим «Delete temporary files on close», установив соответствующий флажок.

При открывании файла с помощью команды «Open…» пользователю предлагается соответствующее окошко. Для того чтобы предварительно прослушать файл не обязательно его открывать, достаточно выделить файл мышью и он начнёт проигрываться, но только лишь в том случае, если установлен флажок режима «Auto play». Кнопкой «Stop» можно остановить воспроизведение. После этого на ней появится надпись «Play». Повторное нажатие этой кнопки запустит воспроизведение заново. Ниже отображаются некоторые характеристики выделенного файла. Кнопка «More» открывает более подробную информацию о файле. Можно выделить, а затем открыть несколько файлов, предварительное проигрывание при этом не происходит, а свойства отображаются для файла, выделенного последним.

Каждый файл открывается в своём окне и представлен соответственно количеству каналов в виде частотной диаграммы. В заголовке окна файла отображается его название, взятое из тэгов, и поэтому может отличаться от имени файла. Под заголовком, над областью каналов, располагается временная шкала, а под областью каналов находится полоса прокрутки. Справа и слева от полосы прокрутки имеются кнопки со значками «плюс» и «минус». Кнопки справа предназначены для растягивания или сжатия частотной диаграммы файла по-горизонтали. Это может быть необходимо, например, для более точного выделения фрагмента файла. Кроме того, изменить масштаб отображения по-горизонтали можно с помощью клавиш со стрелками «вниз» и «вверх» клавиатуры, колёсика мыши, а так же ухватив мышью какой-либо край ползунка полосы прокрутки, и изменив его размер. Кнопками «плюс» и «минус», расположенными слева от полосы прокрутки можно увеличить или уменьшить частотную диаграмму по-вертикали. Громкость и длительность файла при этом не изменяются, изменяется только отображение. Перемещать частотную диаграмму по-горизонтали можно как с помощью полосы прокрутки, так и с помощью временной шкалы.

В левой части окна файла цифрами обозначены каналы. В случае со стерео звуковой дорожкой левый канал имеет номер один, правый, соответственно, номер два. Рядом с цифрами обозначения каналов находятся кнопки, позволяющие свернуть или развернуть отображение канала. В левой нижней части окна файла находятся кнопки управления воспроизведением. В качестве кнопки «Play/Stop» может использоваться также клавиша «Пробел» на клавиатуре. Далее расположен инструмент управления скоростью воспроизведения, и за ним строка состояния, показывающая временную точку местоположения курсора, общее время звучания файла и масштаб отображения частотной диаграммы по-горизонтали, который по умолчанию равен 1:4096. При прокручивании звуковой дорожки с помощью полосы прокрутки или выделении фрагмента первые три поля строки состояния показывают, соответственно, начало, конец и длительность видимого или выделенного фрагмента аудио файла.


Сохранить произведённые в файле изменения позволяют команды «Save» и «Save as…» меню «File». Команда «Save» осуществляет быстрое сохранение файла. Все совершённые изменения сохраняются в существующем файле. Для сохранения вновь созданного, или создания нового файла, путём сохранения изменённого, следует воспользоваться командой «Save as…». В открывшемся окне необходимо указать путь сохранения, новое имя и тип файла, а так же настроить кодек выбранного типа файла. Для установки настроек кодека можно воспользоваться одним из готовых шаблонов, выбрав его в выпадающем списке «Template», или установить настройки вручную, нажав кнопку «Custom…». При выборе готового шаблона его параметры будут отображены в поле «Description».

Нажатие кнопки «Custom…» приведёт пользователя в окно ручной настройки кодека. Здесь так же можно выбрать один из шаблонов в выпадающем списке «Template». Поле «Notes», в таком случае, отобразит размер в мегабайтах одной минуты аудио, что даст возможность пользователю вычислить предполагаемый размер файла исходя из общего времени звучания; а так же степень сжатия при использовании выбранного шаблона. В поле «Format» будут указаны параметры выбранного шаблона – битрейт, частота дискретизации, битовая глубина аудио, количество каналов и формат сохраняемого файла.

Область, расположенная ниже, состоит из двух вкладок. Настройки кодека устанавливаются во вкладке «Encode Settings». В выпадающем списке «Bit rate» необходимо выбрать битрейт и частоту дискретизации. Ползунок шкалы «Quality» определяет баланс между скоростью (Fastest encode) и качеством (Highest Quality) кодирования. Задать для сохраняемого файла переменный битрейт можно, установив флажок в поле «VBR Quality». В этом случае становится активной шкала настройки переменного битрейта, расположенная правее. В противном случае аудио кодируется с постоянным битрейтом (CBR). Установленные вручную настройки кодека можно сохранить как шаблон. Для этого необходимо в поле «Template» указать имя шаблона и нажать расположенный рядом значок с изображением дискетки. Значок с изображением крестика служит для удаления шаблона. Вторая вкладка, ID3 Settings, предназначена для заполнения ID3 тегов файла. Находящийся здесь выпадающий список «Encoding» даёт возможность выбрать кодировку тегов, что может быть важно при воспроизведении файла на некоторых портативных устройствах.
Если пользователю необходимо прервать работу сразу над несколькими файлами, можно воспользоваться разделом «Workspace» меню «File». Этот раздел содержит две команды, позволяющие сохранить или открыть сохранённую рабочую область программы. При сохранении рабочей области сохраняются все открытые в данный момент файлы. Далее, при открытии сохранённой рабочей области, все эти файлы откроются. Таким образом, нет необходимости сохранять каждый файл, запоминать или записывать какие именно файлы были открыты, а затем открывать каждый файл по отдельности.

Кроме вышеописанных, в меню «File» находятся ещё несколько разделов, в функциях которых может возникнуть необходимость. С помощью «Extract audio from CD…» можно сграбить треки с аудио CD. Раздел «Publish…» предназначен для быстрой публикации файла в Интернете. «Get Media from the Web…» даёт возможность получения информации о файле из Интернета. Добавить к звуковой дорожке видеоряд позволяет команда «Attach Video…». После её активации необходимо в появившемся окне открытия файла выбрать и открыть видеофайл поддерживаемого Sound Forge формата. В окне файла видеоряд будет отображён над звуковой дорожкой. Кроме того, видеофайл можно открыть и одним из вышеописанных стандартных способов открытия файла. При этом доступно только предварительное прослушивание файла, просмотр видео возможен лишь после его открытия. Несмотря на поддержку Sound Forge работы с некоторыми форматами видео, инструментов для редактирования видеоряда он не имеет. Возможность чтения видеофайлов предназначена для редактирования в них звуковых дорожек. Сохраняется видеофайл таким же образом, как и аудиофайл, с той лишь разницей, что ручная настройка параметров видео осуществляется средствами кодека, а не средствами программы. Тем не менее, практический опыт говорит о том, что для работы с видео, даже для таких элементарных задач как наложение звука и видео, лучше пользоваться видео редакторами.

Команда «Exit» обеспечивает выход из программы. Ниже расположен список последних открываемых в редакторе файлов. Количество файлов в списке устанавливается в разделе «Preferences» меню «Options». Многие разделы и команды, не только меню «File», но и других меню, имеют дублирующие их кнопки на панели инструментов, а так же комбинации горячих клавиш, обеспечивающие более быстрый к ним доступ. Если у команды или раздела есть соответствующий значок на панели инструментов, то в меню он будет отображён слева. Соответственно, если имеется комбинация горячих клавиш, то она будет указана справа от команды или раздела. Кроме того, при наведении курсора на значок панели инструментов, пользователю выдаётся всплывающая подсказка о функции данного значка с указанием комбинации горячих клавиш, разумеется, при её наличии.

Редактирование файла.

Для выполнения операций вырезания, копирования, вставки и многих других должен быть включен режим инструментов редактирования «Edit Tool». Переключение режимов осуществляется либо в меню «Edit» разделе «Tool», либо кнопками на панели инструментов, либо кнопкой в левом верхнем углу окна файла, расположенной правее кнопки с изображением замочка. Нажатие этой кнопки попеременно переключает все, доступные в данный момент из существующих, режимы, а именно: «Edit Tool», «Magnify Tool», «Pencil Tool», «Event Tool» и «Envelope Tool».
Для того чтобы вырезать, скопировать или удалить фрагмент звуковой дорожки его необходимо сначала выделить. Выделение осуществляется путём установки курсора в точку, соответствующую началу или окончанию выделяемого фрагмента, с последующим перетаскиванием, удерживая левую кнопку мыши, к другой точке, соответствующей, в свою очередь, окончанию или началу выделяемого фрагмента. Альтернативный вариант подобного способа выделения – установить курсор в одну из крайних точек выделяемого фрагмента и, удерживая клавишу «Shift», указать другую крайнюю точку. Выделяемый фрагмент может проходить как через всю звуковую дорожку (по-вертикали), так и ограничиваться каким-либо одним из каналов. После выделения фрагмента над шкалой времени появляется область, ограниченная по краям жёлтыми треугольничками и совпадающая по размеру с выделенным фрагментом. Подкорректировать выделенный фрагмент, можно, перетаскивая его края или соответствующие краям жёлтые треугольнички. Если необходимо сместить область выделения без изменения её размера, то это удобнее сделать, установив курсор мыши между жёлтыми треугольничками и, удерживая левую кнопку, переместить область выделения.

Однако таким образом невозможно достаточно точно выделить фрагмент, особенно если он не попадает полностью в видимую часть звуковой дорожки. Для более точного выделения лучше воспользоваться командой «Set» раздела «Selection» меню «Edit», или прибегнуть к помощи маркеров. Раздел «Selection» доступен так же в контекстном меню, которое активируется кликом правой кнопки мыши в любом месте частотной диаграммы. После выбора команды «Set» появляется окно «Set Selection», в котором необходимо установить параметры выделенного фрагмента. В поле «Start» указывается начало выделяемого диапазона, в поле «End» его окончание, а в поле «Length» – продолжительность. При определении хотя бы двух вышеуказанных параметров третий рассчитывается и устанавливается автоматически. Вводить параметр можно как в непосредственно предназначенном для него поле, так и с помощью стрелочек, расположенных рядом с ним. Формат ввода выбирается в выпадающем списке «Input format». По умолчанию выбран формат шкалы времени («Time»), для которого правильным является ввод данных в виде: «часы:минуты:секунды,доли секунды». Подсказка правильного ввода данных для выбранного формата находится правее поля параметра «Start». В выпадающем списке «Channel» следует определить, охватывает ли выделяемый фрагмент все каналы звуковой дорожки («Both»), или выделение происходит в каком-то одном, например левом («Left») или правом («Right») канале. Нажатие кнопки «Play» позволяет прослушать выделенный фрагмент. Для подтверждения установленных параметров необходимо нажать кнопку «ОК», отказаться от установки можно кнопкой «Cancel».
Альтернативный, а, возможно, более быстрый, точный и удобный вариант выделения фрагмента звуковой дорожки с помощью маркеров. Маркеры предназначены для отметки временной точки на частотной диаграмме. Необходимо определить начало и окончание нужного звукового фрагмента (для чего бывает полезно увеличить отображение частотной диаграммы, т. е. уменьшить его масштаб) и отметить их маркерами. Перейти в конкретно указанное место звуковой дорожки позволяет команда «Go To» меню «Edit». Для этого в поле «Position» окошка команды «Go To» необходимо указать координаты нужной точки частотной диаграммы в формате, выбранном в выпадающем списке «Input format». Установить маркер можно командой «Marker» меню «Insert», командой «Insert» раздела «Regions List» меню «Edit» или нажатием клавиши «М» на клавиатуре. Маркером отмечается местоположение курсора на частотной диаграмме, обозначение маркера находится над шкалой времени. Обозначаются маркеры цифрами от «1» и далее, но обозначение маркера можно и расширить, добавив к нему комментарий. Для этого в контекстном меню, активизирующемся нажатием правой кнопки мыши на обозначении маркера, необходимо выбрать команду «Rename» и, в появившемся текстовом поле указать обозначение маркера. Команда «Delete» этого же меню выполняет удаление маркера. Перемещать маркер по частотной диаграмме можно, ухватив его обозначение левой кнопкой мыши. Команда «Go To» контекстного меню устанавливает курсор в местоположение маркера, а команда «Update» наоборот – перемещает маркер в текущую позицию курсора.


Двойной щелчок левой кнопки мыши в промежутке между двумя маркерами выделяет фрагмент звуковой дорожки. В том случае, если предполагается неоднократное использование выделенного фрагмента, есть смысл определить его как область («Region»). Области обозначаются зелёными квадратиками и представляют собой фрагмент звуковой дорожки, в отличие от маркеров, которые обозначаются оранжевыми квадратиками и являются отметками временных точек. Определить выделенный фрагмент как область можно командой «Region» меню «Insert», командой «Insert» раздела «Regions List» меню «Edit» или нажатием клавиши «R» на клавиатуре. Команда «Markers to Regions» раздела «Regions List» меню «Edit» определяет как области все промежутки звуковой дорожки, находящиеся между двумя маркерами. Перед выполнением команда потребует подтверждения. После выполнения этой команды на частотной диаграмме не остаётся установленных маркеров – они все становятся границами областей. Работа с командами контекстного меню области аналогична работе с командами контекстного меню маркера. Команда «Select Region» позволяет выделить область, а команда «Split» разделяет область на две. Разделение происходит в точке местоположения курсора.


Команды простейших операций, которые можно произвести с выделенным фрагментом, такие как вырезание («Cut»), копирование («Copy»), вставка («Paste») или удаление («Delete(Clear)») находятся в меню «Edit». В результате выполнения операций копирования или вырезания выделенный фрагмент попадает в буфер обмена. Прослушать фрагмент, находящийся в буфере обмена позволяет команда «Play» раздела «Clipboard» меню «View». После выполнения операции вставки курсор оказывается в конце вставленного фрагмента. Команда «Trim/Crop» меню «Edit» выполняет действие, противоположное команде «Delete» – выделенный фрагмент остаётся, а удаляются части звуковой дорожки, не попавшие в область выделения. Помимо команды «Вставка», в меню «Edit» имеется раздел «Специальная Вставка» («Paste Special»), который содержит команды «Mix…», «Overwrite», «Replicate» и «Paste to New». Команда «Paste to New» создаёт новый файл и вставляет в него содержимое буфера обмена. Для заполнения некоторой области звуковой дорожки фрагментом из буфера обмена предназначена команда «Replicate», т. е. фрагмент из буфера вставляется в выделенную область такое количество раз, какое позволяет её продолжительность. Если, например, выделена область продолжительностью три минуты, а в буфер обмена скопирован звуковой фрагмент продолжительностью в одну минуту, то после выполнения команды «Replicate» в выделенную область будет вставлена последовательность из троекратного повторения фрагмента, находящегося в буфере обмена.

Команда «Overwrite» позволяет заменить выделенную область фрагментом из буфера обмена. В таких ситуациях, как правило, выделенная область и помещённый в буфер обмена звуковой фрагмент должны быть равны. В противном случае либо заменяется только часть выделенной области, либо фрагмент из буфера обмена вставляется не полностью. Для микширования звуковых фрагментов предназначена команда «Mix…». Микшируется содержимое буфера обмена с фрагментом звуковой дорожки активного в данный момент файла. Перед началом микширования следует в нужном месте частотной диаграммы установить курсор или выделить область. После запуска команды «Mix…» на частотной диаграмме выделяется область микширования, а также появляется окно «Mix/Replace», в котором необходимо установить параметры микширования. Выпадающий список «Preset» содержит готовые шаблоны настроек. Находящиеся рядом кнопки с изображением дискетки и крестика позволяют, соответственно, сохранить или удалить пользовательский шаблон. Центральная часть окна «Mix/Replace» разделена на две области. Левая область – «Source: Clipboard», относится к фрагменту из буфера обмена. Здесь отображены его параметры и ползунок регулировки громкости. Правая область – «Destination: имя файла», состоит из тех же элементов, что и «Source: Clipboard», только предназначена для отображения параметров и регулировки громкости фрагмента активного файла, в котором происходит микширование. Громкость микшируемых фрагментов можно отрегулировать и на выделенной части звуковой дорожки, где она представлена в виде продольных светлых линий. Регулировка осуществляется путём перемещения их по-вертикали с помощью мыши.


Параметры «Fade In» и «Fade Out» позволяют задать продолжительность и тип вступления («In») и окончания («Out») микшируемого фрагмента. Значение продолжительности устанавливается в поле, следующем сразу за названием параметра. Далее расположен выпадающий список, позволяющий выбрать один из типов вступления или окончания. Продолжительность можно отрегулировать и мышью на выделенном фрагменте звуковой дорожки, но задание числовых данных в окне «Mix/Replace» позволяет сделать это более точно. Установка флажка «Proportional fade lengths» даёт возможность указать значение продолжительности в процентах от размера микшируемого фрагмента. Если какое-либо из значений продолжительности равно нулю, то смикшированный фрагмент будет проигрываться ровно, без нарастания или, соответственно, затухания. Предварительное прослушивание результата микширования обеспечивает нажатие кнопки «Preview» при сброшенном флажке «Bypass». Устанавливается этот флажок в том случае, если необходимо прослушать звучание выделенного фрагмента без микширования. Запуск процесса микширования осуществляется нажатием кнопки «ОК», кнопка «Cancel» позволяет отказаться от микширования.


Отменить ошибочно выполненное действие можно командой «Undo» меню «Edit». Вернуть отменённое действие позволяет команда «Redo». Команда «Repeat» может быть полезной при необходимости осуществления какого-либо действия несколько раз подряд. Её назначение – повторение последнего произведённого действия. С помощью команды «Undo All» можно отменить все выполненные действия, для которых вообще возможна отмена. Команда «Clear Undo/Redo History…» очищает историю отмены/возврата действий. После запуска команда потребует подтверждения.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить