Первые шаги в Sony Sound Forge. Часть 2: обработка файла

Обработка файла.
Команды и разделы команд обработки звука находятся в меню «Process». Как правило, эти команды различным образом изменяют звучание аудио файла без добавления в него посторонних звуков. Команда «Auto Trim/Crop…» автоматически удаляет фрагменты звуковой дорожки, уровень громкости которых ниже заданного. Таким образом можно обработать как весь аудио файл, так и выделенный фрагмент. После выполнения команды оставшиеся части звуковой дорожки, находившиеся между удалёнными фрагментами, определяются как области. Раздел «Bit Depth» содержит две команды для изменения битовой глубины аудио. «Bit-Depth Converter» – это более простой конвертер битовой глубины аудио по сравнению с «iZotope MBIT + Dither», в котором предусмотрено расширенное управление шумами, неизбежно возникающими при конвертации битовой глубины аудио.

Следует помнить, что при увеличении значения битовой глубины аудио качество звучания не изменяется, и, разумеется, ухудшается при уменьшении значения битовой глубины аудио. Это справедливо так же для таких параметров как битрейт, частота дискретизации и некоторых других. Необходимость конвертации этих параметров может возникнуть, например, при вставке звукового фрагмента в файл, параметры которого отличаются от параметров вставляемого фрагмента. Параметры файла назначения и вставляемого фрагмента должны соответствовать друг другу, иначе возможны искажения звучания.

Команда «Channel Converter» предоставляет различные возможности конвертации каналов, т. е. из моно в стерео, из стерео в моно и многие другие. Параметры конвертации устанавливаются в окне команды после её запуска. Можно воспользоваться готовым шаблоном из выпадающего списка «Preset» или установить настройки вручную. В выпадающем списке «Output channels» следует выбрать желаемое количество каналов. Ниже расположена таблица, столбцами которой являются исходные каналы, а строками – получаемые. В ячейках на пересечении столбцов и строк задаётся значение громкости исходного канала в получаемом. Регулировать громкость можно так же с помощью ползунка, находящегося правее таблицы. Установка флажка в столбце «Invert Mix» позволяет инвертировать звучание канала. Настраивать каналы можно как по одному, так и несколько сразу, выделив их с помощью мыши и клавиши «Shift». Выделить все существующие каналы возможно так же нажатием мышью на кнопке, расположенной на пересечении заглавий столбцов и строк. Предварительное прослушивание результата конвертирования обеспечивает нажатие кнопки «Preview». Запуск процесса конвертирования происходит после нажатия кнопки «ОК», отказ от конвертирования – кнопка «Cancel».


Случается, что причиной искажения звука является смещение частотной диаграммы относительно нулевой оси амплитуды звуковых колебаний. У каждого канала эта ось своя и представлена в виде продольной синей линии, проходящей по центру области канала. Для устранения такого смещения предназначена команда «DC Offset…». Устранить смещение можно как автоматически, так и введя величину смещения вручную.


В разделе «EQ» меню «Process» находится три вида эквалайзеров – «Graphic», «Paragraphic» и «Parametric». Эквалайзер «Graphic» имеет три вкладки – «Envelope», «10 Band» и «20 Band». На вкладке «Envelope» он представлен в виде графика. По горизонтальной оси отложены частоты от 20 Гц до 20 кГц, по вертикальной – громкость звучания. Настройка осуществляется путём образования точек на графике и перемещения их с помощью левой кнопки мыши. Частоты, громкость звучания которых установлена выше значения «dB 0» будут усилены, ниже – соответственно, ослаблены. Для удаления частоты из спектра звучания следует значение её громкости опустить до «- Inf.». При наведении курсора на график он приобретает вид указательного пальца. Если рядом с курсором отображается значок «+», это значит, что при нажатии левой кнопки мыши будет образована новая точка на графике. Удалить существующую на графике точку можно щелчком по ней правой кнопки мыши или двойным щелчком левой. Над правым верхним углом области графика отображаются текущие координаты местоположения курсора, в том случае, разумеется, если курсор находится в области графика. Ползунок «Output gain» определяет выходную громкость звучания. Выпадающий список «Accuracy» позволяет установить точность настройки. Нажатие кнопки «Reset» сбрасывает громкость звучания всех частот до нулевого значения. На вкладках «10 Band» и «20 Band» эквалайзер «Graphic» представлен в виде десяти или двадцати полосного эквалайзера соответственно. Двойной щелчок на ползунке частоты эквалайзера устанавливает его в нулевое значение.

Эквалайзер «Paragraphic» функциональнее и предоставляет пользователю гораздо более широкие возможности в настройке звучания, чем эквалайзер «Graphic». Он состоит из шести фильтров, позволяющих регулировать уровень звучания заданного диапазона частот. В левом верхнем углу находятся ползунки регулировки общей громкости необработанного («Dry out») и обработанного («Wet out») эквалайзером звука. Правее отображается графическое представление уровня звучания частот. Ниже расположены четыре из шести фильтров настройки звучания частотных диапазонов. Каждый фильтр состоит из трёх ползунков и текстового поля для ввода центрального значения, относительно которого формируется регулируемый диапазон частот. Под этим полем у каждого фильтра находится ползунок, который так же предназначен для установки центрального значения диапазона, но в текстовом поле его можно указать точно. Ползунки, устанавливающие центральное значение диапазона частот выстроены в горизонтальную линию, подписанную слева как «Center frequency». Ширина частотного диапазона регулируется ползунком, находящимся над полем для ввода центрального значения у каждого фильтра. Эти ползунки образуют линию «Width». Вертикально расположенные ползунки, подписанные слева как «Gain», предназначены для регулировки уровня звукового сигнала частотного диапазона.
Фильтры «low-shelf» и «high-shelf» занимают место в самом низу окна эквалайзера «Paragraphic» и включаются путём установки соответствующих флажков. В отличие от четырёх вышеописанных фильтров, эти предназначены для регулировки более широких диапазонов частот, но для них нельзя определить произвольный диапазон. Между собой их различие как раз и состоит в том, что у фильтра «low-shelf» начальное значение регулируемого диапазона обязательно 20 Гц, а конечное задаётся пользователем, в то время как у фильтра «high-shelf» конечное значение обязательно 20 кГц, а начальное может быть произвольным. Точно задать доступное пользователю значение частотного диапазона можно в имеющемся у каждого фильтра текстовом поле. Ползунок, расположенный слева от текстового поля так же предназначен для установки доступного значения диапазона, Ползунок, находящийся справа, регулирует уровень громкости заданного частотного диапазона.


В состав эквалайзера «Parametric» входит четыре фильтра, выбор между которыми осуществляется в выпадающем списке «Filter style». В зависимости от выбранного фильтра под списком «Filter style» будет отображён параметр, определяющий начало, окончание или центральное значение регулируемого частотного диапазона. Его можно установить с помощью ползунка или задать точно в соответствующем текстовом поле. Параметр, расположенный ниже, определяет ширину частотного диапазона. Для его установки также существуют ползунок и текстовое поле. Ещё ниже находится рисунок, схематично отображающий принцип работы выбранного фильтра. Ползунок «Output gain» регулирует общую громкость звучания, а ползунок «Amount» отвечает за уровень сигнала регулируемого частотного диапазона. Выпадающий список «Accuracy» даёт возможность определить точность настройки.


Следующим после эквалайзера в меню «Process» идёт раздел «Fade». Этот раздел содержит команду «Graphic…» для настройки огибающей громкости выделенного фрагмента, а также две более простые команды «In» и «Out» для создания, соответственно, фрагментов с нарастанием или затуханием звука. Огибающая громкости – линия, схематически отображающая изменение громкости на протяжении времени звучания фрагмента. Активация команды «Graphic…» приведёт к открытию диалогового окна «Graphic Fade», в котором огибающая громкости представлена в виде графика. По горизонтальной оси отложена в процентах продолжительность звучания выделенного фрагмента, по-вертикали – громкость звучания – также в процентах. Изменяется линия огибающей путём перетаскивания с удержанием левой кнопки мыши. Добавить новую точку на графике можно двойным щелчком левой кнопки мыши. Щелчком правой кнопки мыши на линии или точке графика активируется контекстное меню. Состав команд контекстного меню различается в зависимости от того, где именно был произведён клик правой кнопки мыши. С помощью контекстного меню можно добавить или удалить точку на графике, выбрать тип изменения громкости («… Fade») на отрезке от точки до точки, а также совершить некоторые другие действия.

Ряд переключателей «Maximum Gain», расположенный сразу под графиком огибающей, предназначен для установки максимального значения вертикальной шкалы громкости. В выпадающем списке «Show wave» можно определить отображать или нет частотную диаграмму на графике огибающей, и, если отображать, то что именно: левый, правый или смешение каналов. Нажатие на кнопку «Reset Envelope» приводит к сбросу установленных настроек огибающей громкости, т. е. к её выпрямлению.
Команды «In» и «Out» раздела «Fade» выполняют частный случай настройки огибающей громкости. Для создания фрагмента звуковой дорожки с громкостью, нарастающей из тишины («In»), или затухающей в тишину («Out») необходимо выделить фрагмент и применить соответствующую команду.

Команда «Invert/Flip» меню «Process» инвертирует фазу сигнала относительно нулевого значения («-Inf.»), т. е. после выполнения команды положительное значение громкости становится отрицательным и наоборот. Вставить в звуковую дорожку фрагмент тишины можно с помощью команды «Mute», предварительно выделив необходимый фрагмент. Команда «Normalize...» изменяет уровень громкости до заданного значения. По умолчанию таковым значением является максимально возможное, т. е. 100%. Изменить это значение можно при помощи ползунка «Normalize to», расположенного слева в диалоговом окне «Normalize». В Sound Forge существуют две технологии выполнения нормализации громкости – по пиковым уровням («Peak level») и по средней воспринимаемой громкости («Average RMS level (loundness)»). Выбор технологии нормализации осуществляется путём установки соответствующего переключателя. В левом нижнем углу окна «Normalize» находится кнопка «Scan Levels», нажатием которой запускается процесс сканирования уровня громкости. Сканирование выполняется одновременно для обеих технологий нормализации. Результатом сканирования для нормализации по пиковым уровням является определение максимального значения уровня громкости звуковой дорожки; для нормализации по средней воспринимаемой громкости, соответственно, результатом сканирования является определение уровня средней воспринимаемой громкости. Выдаются результаты сканирования в левом нижнем углу, под кнопкой «Scan Levels», но, в зависимости от выбранной технологии нормализации, один из результатов может быть скрыт. Установка флажка «Use current scan level (do not scan selection)» позволяет воспользоваться результатом предыдущего сканирования, что может быть необходимо, например, в случае, когда требуется нескольким аудио файлам установить одинаковый уровень громкости.
При нормализации громкости по пиковым уровням вычисляется разность между значением, установленным ползунком «Normalize to» и максимальным значением уровня громкости звуковой дорожки. Затем громкость всей звуковой дорожки или выделенного фрагмента изменяется на вычисленную величину. Таким образом, если ползунком «Normalize to» установлено значение 100%, а максимальный уровень громкости составляет 62,52%, то общая громкость звуковой дорожки или выделенного фрагмента будет увеличена на 37,48%.
Технология нормализации по средней воспринимаемой громкости более сложная. Она основана на особенности человеческого слуха, заключающейся в том, что некоторые уровни сигнала звука воспринимаются громче, чем они звучат на самом деле. Нормализация по средней воспринимаемой громкости выполняется с использованием таких параметров как порог допустимого уровня громкости («Ignore below»), время открытия («Attack time») и закрытия («Release time») цифрового шлюза сигнала. Выпадающий список «If clipping occurs» позволяет выбрать вариант защиты от потери данных при выполнении нормализации. Необходимый уровень нормализации звука также задаётся с помощью ползунка «Normalize to».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить