Первые шаги в Sony Sound Forge. Часть 3: обработка файла (продолжение)

Обработка файла (продолжение).
Команда «Pan/Expand» предназначена для панорамирования звука. С её помощью можно установить и настроить баланс звучания между правым и левым динамиками на протяжении времени проигрывания выделенного фрагмента или всего аудио файла. Функция панорамирования доступна только для моно или стерео звуковых дорожек. После активации команды появляется диалоговое окно «Pan/Expand», центральную часть которого занимает график. Горизонтальная ось отображает время звучания выделенного фрагмента в процентах, вертикальная – баланс между каналами.

Перемещается линия графика с помощью левой кнопки мыши. Смещение линии графика вверх усиливает звучание левого канала, вниз – соответственно, правого. Для более сложной и гибкой настройки предусмотрена возможность установки на графике перемещаемых точек, которых может быть не более шестнадцати. Устанавливается точка двойным кликом левой кнопки мыши или командой «Add Point»из контекстного меню, активируемым правой кнопкой. В этом же меню содержится команда «Delete» для удаления точки с линии графика, а так же некоторые другие команды, в том числе те, которые позволяют выбрать тип линии от точки до точки, определяющий изменение звучания на данном временном промежутке («…Fade»). Слева от графика расположен ползунок «Output gain», регулирующий громкость звучания. Под графиком находятся выпадающий список «Show wave», дающий возможность выбора отображения частотной диаграммы на графике, а так же кнопка «Reset Envelope», нажатие на которую выпрямляет линию графика и располагает её по центру, т. е. отменяет совершённые изменения.

Режим панорамирования выбирается в выпадающем списке «Process mode:», который располагается над графиком. При выборе режима «Pan (preserve stereo separation)» панорамирование производится с сохранением стерео разделения, т. е. без микширования каналов. Для настройки панорамирования звука с микшированием каналов следует установить режим «Pan (mix channels before panning)». Расширить или сузить границы стереополя даёт возможность режим «Stereo expand», который доступен только для стерео дорожек. В этом случае на вертикальной оси отмечаются пункты «Center», «Normal» и «Wide». Смещение линии графика к точке «Center» сближает границы стереополя, к точке «Wide» – наоборот, расширяет. Таким образом, с помощью режима «Stereo expand» можно настроить звучание так, как будто динамики расположены ближе или дальше друг от друга, чем на самом деле. Режим «Mix Mid-Side (MS) recording and right channels» предназначен для преобразования в обычное стерео боковых записей.
Раздел «Resample» содержит два конвертера частоты дискретизации. Для того чтобы воспользоваться более простым конвертером «Resample…» следует в соответствующем диалоговом окне установить желаемое значение частоты дискретизации («New sample rate»), которое может быть от 2000 до 192000 Hz, а также ползунком «Interpolation accuracy» задать уровень качества конвертирования. Разумеется, что при повышении качества увеличивается и время конвертирования. Флажок фильтра «Apply an anti-alias filter during resample» необходимо устанавливать при конвертировании из большей частоты дискретизации в меньшую. Этот фильтр не позволяет высоким частотам трансформироваться в шумы, что неизбежно при понижении частоты дискретизации. Параметр «Set the sample rate only (do not re-sample)» включается в том случае, если стоит задача нормализовать скорость воспроизведения при сохранении частоты дискретизации. При этом также изменяется высота тона звучания.


Технология конвертирования «iZotope 64-bit SRC» более интеллектуальная и сложная. Она позволяет минимизировать потери качества при изменении частоты дискретизации, но для этого необходимо правильно установить ряд достаточно непростых параметров. Альтернативным вариантом является установка флажка «Use simplified Quality setting», после чего настройка параметров конвертирования станет недоступной, а вместо них активируется ползунок «Quality». Он позволяет выбрать уровень качества конвертирования, при этом параметры конвертирования будут настроены автоматически. Нужно также помнить о том, что повышение частоты дискретизации не влечёт за собой улучшения качества звучания.

С помощью команды «Reverse» можно развернуть звуковую дорожку задом наперёд. Команда «Rotate Audio» перемещает выделенный фрагмент с начала звуковой дорожки в конец и наоборот, из конца в начало. Если начало или окончание выделенного фрагмента не является началом или окончанием звуковой дорожки (т. е. фрагмент выделен в произвольном месте) команда не работает. По умолчанию, когда фрагмент не выделен вообще, при активации команды происходит перемещение в конец звуковой дорожки её первой четверти. Далее в меню «Process» находится команда «Smooth/Enhance», с помощью которой можно сгладить или сделать звук более чётким за счёт ослабления или усиления высоких частот. Перемещая ползунок «Operation» в диалоговом окне «Smooth/Enhance» следует добиться желаемого звучания.

В разделе «Time» находятся две команды, предназначенные для растяжения или сжатия звуковой дорожки во времени, с возможностью сохранения высоты тона звучания. Интерфейс команды «Time Stretch…» более простой. После активации команды открывается диалоговое окно «Sony Time Stretch». Выпадающий список «Mode» позволяет выбрать тип обрабатываемых аудиоданных. Во избежание появления искажений желательно этот параметр определить как можно точнее, потому что для различных звуков применяются свои алгоритмы обработки. В выпадающем списке «Input format» задаётся единица измерения длительности звучания, которой может быть время («Time»), темп («Tempo») или проценты («Percentage»). В зависимости от выбранной единицы измерения по-разному будут называться параметры «Final…» и «Initial…», но их суть от этого не меняется. В рассматриваемом примере установлена единица измерения «Time», поэтому параметры называются соответственно «Final Time» и «Initial Time». Параметр «Final Time» определяет конечное значение, до которого необходимо растянуть или сжать выделенный фрагмент или всю звуковую дорожку. Его можно примерно установить с помощью ползунка или точно задать в соответствующем текстовом поле. Параметр «Initial Time» отображает изначальную длительность обрабатываемого фрагмента. Его также можно изменить непосредственно в диалоговом окне «Sony Time Stretch». В строке «Percent of original» показано изменение длительности обрабатываемого фрагмента в процентах.

Интерфейс команды «elastique Timestretch» даёт возможность более сложной и гибкой настройки параметров изменения времени воспроизведения, а также настройки изменения высоты тона звучания. Диалоговое окно «ATI Fm-On-Demand Filter», появляющееся после активации команды «elastique Timestretch», условно можно разделить на четыре области. В правой верхней области находится график и выпадающий список «Mode», в котором необходимо выбрать режим обработки в зависимости от типа аудиоматериала. Для большинства типов подойдёт режим «Pro». Настроить необходимые параметры можно как с помощью графика, так и с помощью соответствующих ползунков или текстовых полей. На графике жёлтая вертикальная полоса обозначает время воспроизведения; жёлтая горизонтальная – высоту тона звучания. Серой горизонтальной полосой регулируются форманты. Перемещаются полосы и точки по графику путём захвата и удержания левой кнопки мыши. При этом точные значения времени (буква «t»), высоты тона (буква «p») и формант (буква «f») отображаются в левом верхнем углу графика. Флажок «Synchronize pitch» устанавливается для сглаживания перехода при изменении времени воспроизведения и высоты тона звучания. Двойной щелчок левой кнопки мыши в произвольном месте графика устанавливает все полосы и точки в исходное положение, отменяя произведённые изменения.
В левой верхней области настраивается изменение длительности звучания. Строка «Time» отображает время звучания, строка «Tempo» – темп звучания. В столбцах «Original» и «New» находятся, соответственно, начальные и конечные время и темп звучания. Точно установить необходимый параметр в удобной единице измерения можно в соответствующей ячейке этой мини таблицы. Ползунок «Ratio» позволяет изменить конечную длительность звучания относительно исходной, что аналогично изменению длительности звучания в процентах. Левая нижняя область содержит два ползунка для настройки высоты тона звучания. Отличаются они друг от друга лишь масштабом производимых изменений – ползунок «Semitones» за один шаг изменяет высоту тона звучания на один полутон, а ползунок «Cents» – на 1/100 полутона. Верхний ползунок в правой нижней области устанавливает зависимость формант от изменения высоты тона звучания. Нижний ползунок – «Optimize for audio content max pitch» – определяет диапазон частот формант.

Изменение какого-либо параметра отображается везде, где этот параметр фигурирует. Если, например, установить параметр «Time New» в соответствующем текстовом поле, то его изменение отобразится и на графике, а также изменятся параметры «Tempo New» и «Ratio». Обе команды раздела «Time», при правильных настройках параметров, достаточно хорошо справляются со своими задачами, тем не менее, не стоит ими злоупотреблять. Значительное изменение длительности звучания (более 15% в ту или иную сторону) может привести к появлению нежелательных искажений, даже при сохранении высоты тона звучания.
Последняя команда меню «Process» – «Volume» – предназначена для изменения уровня громкости. Желаемое значение устанавливается с помощью ползунка «Gain». При установке этого параметра необходимо следить, чтобы не произошло отсечения данных в результате его слишком высокого или низкого значения, иначе появятся нежелательные искажения звука. Команду «Volume» рекомендуется использовать в самых простых случаях, для решения более сложных задач лучше задействовать команду «Normalize...».

Во многих диалоговых окнах команд кнопкой «Preview» обеспечивается предварительное прослушивание только первых нескольких секунд результата работы той или иной команды. Изменяется лимит времени предварительного прослушивания в меню «Options», разделе «Preferences», вкладке «Previews» в поле параметра «Limit non-realtime previews to (1 to 600 seconds)». Как следует из названия параметра в этом поле можно установить значение от 1 до 600 секунд, а сброс флажка этого параметра убирает лимит времени предварительного прослушивания. Но при этом не стоит забывать о том, что для проигрывания фрагмента результата работы команды программе необходимо сначала этот фрагмент обработать. Следовательно, чем больше установлен лимит времени предварительного прослушивания, тем дольше пользователю придётся ждать этого прослушивания. Для коротких аудио файлов это практически не имеет значения, а вот для продолжительных установка большого значения или снятие вообще лимита времени предварительного прослушивания создаёт определённые неудобства, вплоть до потери смысла функции предварительного прослушивания.

В меню «Effects» собраны команды, предназначенные для добавления в звуковую дорожку различных спецэффектов. Команды «Acoustic Mirror» и «Reverb» способны создать для аудио файла среду звучания, такую, например, как концертный зал, стадион, кухня, ванная комната и множество других. Различие их состоит в том, что команда «Acoustic Mirror» создаёт среду звучания на основе специального импульсного файла, тогда как команда «Reverb» делает это с помощью реверберации. Команда «Chorus», используя задержку и рассинхронизацию, создаёт эффект, аналогичный хоровому звучанию, что делает звук более объёмным и богатым. В разделе «Delay/Echo» находятся команды, позволяющие добавлять в аудио материал различные спецэффекты, манипулируя с эхом. Искажение звука производится командой «Distortion». Звуковые эффекты, получаемые путём сжатия и ограничения амплитуды сигнала можно создать с помощью команд, расположенных в разделе «Dynamics». Команда «Flange/Wah-Wah» устанавливает небольшую задержку звука, а затем микширует полученные данные с исходным аудио материалом. Интересных спецэффектов можно добиться, если добавить в звуковую дорожку небольшие фрагменты тишины, или вырезать из неё небольшие фрагменты данных. Для осуществления подобных действий предназначена команда «Gapper/Snipper». Раздел «Pitch» содержит команды, создающие спецэффекты путём изменения высоты тона звучания аудио данных, а для управления вибрацией высоты тона и громкости звучания предназначены, соответственно, команды «Vibrato» и «Amplitude Modulation».

В диалоговом окне команды «Wave Hammer» имеются компрессор и максимайзер громкости звука, которые представлены на соответствующих вкладках. Кроме того, используя команды меню «Effects», можно пропустить звуковую дорожку через резонансный фильтр («Resonant Filter») или шлюз обработки шумов («Noise Gate»), а также настроить огибающую громкости («Envelope»). Обычно создать желаемый спецэффект сразу не получается, необходимо некоторое время поэкспериментировать с той или иной командой меню «Effects». Концепция данной статьи не предусматривает более подробное рассмотрение этих, а также других нерассмотренных команд и функций Sound Forge. Как правило, для работы с ними требуются специальные знания, и вряд ли у начинающего пользователя возникнет необходимость в этих возможностях программы, опытный же пользователь вполне способен разобраться с ними самостоятельно. Конечно, настоящий простор для работы и творчества этот замечательный аудио редактор способен предоставить профессиональным музыкантам и звукорежиссёрам, для них есть смысл освоить Sound Forge досконально.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить